Макс Тильке. Костюмы народов Кавказа
Составители Тамар Геладзе. Бонни Нейфе-Смит, Эльдар Надирадзе. Национальный музей Грузии. – Тбилиси, 2007.
Настоящий каталог содержит работы известного художника и исследователя костюмов народов мира Макса Тильке (1869-1942) в собраниях Музея Грузии им. С. Джанашиа (бывший Кавказский музей) г. Тбилиси, Грузия. Это 83 рисунка, выполненные акварелью в 1912-1913 годах. Большинство из них ранее не издавались. Решение об издании этой коллекции принималось не раз; однако, это начинание всегда кончалось безрезультатно, если не считать изданных в 1930-х годах З6-ти открыток.
В 1852 году в г.Тбилиси был учрежден Музей при Кавказском отделе Императорского Русского географического общества.
В начале XX столетия директор Музея Александр Николаевич Казнаков (этнограф, естествовед, путешественник, участник Тибетской экспедиции осуществил большую работу по сбору этнографического материала. В 1909 году он представил доклад наместнику Кавказа Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову, в котором подчеркивал историческое значение национальных костюмов и необходимость их сохранения. А.Н. Казнаков просил наместника обязать всех руководителей Кавказского края содействовать сбору образцов национальных костюмов на подведомственных им территориях. Для ускорения пополнения коллекций Музеем были также организованы научные экспедиции в различные уголки Кавказа. Результаты проведенной работы оказались настолько успешными, что А.Н. Казнаков в 1910 году уже рассматривал возможность издания атласа костюмов народов Кавказа. Продолжалось интенсивное пополнение коллекций костюмов. В 1912 году для работы над атласом был приглашен известный художник и специалист по народным костюмам Макс Тильке.
Творчество М.Тильке было известно Российскому императорскому двору и по рекомендации императора его приглашают на работу в Кавказский музей. В планах художника было делать рисунки с костюмов, хранящихся в Музее, а также принимать участие в этнографических экспедициях, чтобы иметь возможность работать in situ. Рисование in situ творчески выглядело привлекательным, однако, практика показала его неэффективность и было принято компромиссное решение: каждую модель (имена многих из них известны), одетую в национальную одежду фотографировали, затем костюм приобретали и в камеральных условиях художник производил полную реконструкцию типажа. Таким образом, рисунок создавался как непосредственно по костюму, так и по фотографии. Следует, однако, заметить, что при возможности М.Тильке предпочитал рисовать прямо с модели.
Участие в научных экспедициях художнику дало возможность прочувствовать среду бытования костюмов, изучить пути его развития, правила их ношения, нормы поведения людей, носящих эти костюмы. Все это стало залогом его творческого успеха.
Начало Первой мировой войны не позволило художнику продолжить работу - он возвратился в Берлин, взяв с собой часть рисунков, в Музее же остались те работы, которые представлены в данном каталоге. Во время войны М.Тильке создавал композиции на военную тему для союза издателей в Штудгарте (Deutsche Verlag Union). В этот период и далее, до конца жизни, он занимался исследованием костюмов народов мира. На эту тему он опубликовал несколько работ, среди которых самая известная („Orientalische Kostume in schnitt und Farbe" – «Восточные костюмы, их дизайн и цвета") в 1922 году была издана книгой, в нее вошли рисунки (40 таблиц - № 44-83), созданные в Тбилиси. На этих таблицах даются отдельные элементы костюмов грузин, осетин, дагестанских народов (кубачинцы, аварцы, лезгины), армян (из Ахалкалаки, Артвина, Нахичеваня, Еревана), удин, татар азербайджанцев), шемахинцев, нухинцев, жителей Каспийских степей (калмыки, ногайцы, туркмены).
Из 83-х работ, хранящихся в Государственном музее Грузии им. С. Джанашиа, 51 таблица - типаж в национальных костюмах. Люди зачастую изображены в природной среде обитания. Рисунки дополнены аксессуарами (украшения, оружие, музыкальные инструменты, домашняя утварь и пр.). Представлены: грузины, армяне, дагестанцы, удины, греки, курды, евреи, татары (азербайджанцы), туркмены, ногайцы, турки, персияне. На 32-х таблицах изображены отдельные элементы костюмов. Все это выполнено на высоком профессиональном уровне и является уникальным материалом для изучения истории костюма.
Особенность творчества М.Тильке в том, что он избрал сложный и не проторенный путь художника и ученого. Он рассматривал историю костюмов мира в контексте истории всеобщей культуры. Несмотря на то, что на эту тему было опубликовано множество материалов, информация о модели, о форме покроя и конструкции одежды почти отсутствовала в них. В этом смысле М.Тильке представляется в свете наивыдающегося художника- исследователя.
М.Тильке пытался отобрать наиболее яркие и характерные для каждого этноса или этнографической группы образцы и таким образом, показать картину всеобщности восточного костюма, а также его региональные модификации. Произведения М.Тильке этнографически точны и натуральны, хотя и не лишены романтичности. Его главной задачей было выявить уникальность и значимость каждого этноса или этнографической группы.
Оставил ли М.Тильке какие-либо этнографические записи о Кавказе, еще предстоит выяснить, но его большая любовь к Кавказу не вызывает сомнений. Подтверждение тому великолепные работы Макса Тильке.
http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=29&art=570
Комментариев нет:
Отправить комментарий