вторник, 3 мая 2011 г.

Изменения в традиционной одежде народов Кавказа в советское время

Сравнивая дореволюционный быт кавказского населения с современным, обнаруживаем, что за истекшие годы произошли изменения гораздо большие, чем это наблюдалось у народов Кавказа, например, в XIX—начале XX в. при внедрении капитализма в старый феодально-патриархальный быт. Материальная культура, будучи непосредственно связанной с экономическими условиями жизни, быстрее трансформировалась, нежели народное искусство или семейный быт. Но и для разных ее сторон были характерны неодинаковые темпы изменений. Это зависело от простого правила — вещь меняют в основном по двум причинам: либо когда она пришла в негодность от износа, либо когда она не отвечает новым потребностям. Короче говоря, легче меняются качество и форма тех вещей, которые стоят дешевле и по своей природе недолговечны. Этим главным образом можно объяснить то, что одежда на Кавказе изменялась быстрее, чем средства передвижения, а последние — быстрее, чем жилища. То же можно продемонстрировать и более частными примерами. Так, традиционные мужские и женские головные уборы, а также мужские пояса дольше сохранялись в быту, чем старые фасоны обуви и платья, ибо головной убор или пояс способен выполнять свою полезную функцию дольше, чем обувь и платье и, кроме того, не противоречил новым воззрениям и условиям жизни.
Однако материальная культура развивалась не спонтанно. Влияние на нее, иногда значительное, оказывали не только экономические, но и идеологические факторы. Так, у части пожилых горянок, мало связанных с городом, до сих пор распространены платья старинного покроя, к которому они привыкли и отказ от которого представляется им нарушением установленного приличия. Традиции военного быта были причиной того, что при отказе от национальной одежды мужчины до самого последнего времени предпочитали переодеваться в костюм военного покроя (гимнастерка или китель, брюки-галифе или бриджи, шинель, шапка-ушанка). Можно было бы сослаться и на ряд других примеров.
Сравнительно быстрое изнашивание одежды всегда облегчало проникновение в быт новых ее фасонов. Ходячее представление о многовековой неизменяемости национального костюма в прошлом основано на недоразумении. Рамки этого очерка не позволяют остановиться на эволюции за советские годы фасонов национальной и городской одежды на Кавказе. К настоящему времени население Кавказа в основном уже переоделось из национального костюма в городской, ставший в Советском Союзе интернациональным. Локальные особенности его иногда проявляются, но лишь в деталях.
В фольклоре и народном искусстве исчезает прежде всего то, что особенно крепко связано с уходящими явлениями народного быта. Так, ... вместе с самодельной мягкой обувью — исполнение на носках отдельных па в танцах, вместе со старыми фасонами парадного платья — присущие им отдельные виды вышивок и аппликаций.

Л.И. Лавров
статья «Революция быта на Кавказе» из сборника «Историко-этнографические очерки Кавказа», Ленинград, «Наука», 1978

Комментариев нет:

Отправить комментарий